Главная Об авторе Статьи Монография

 

Глава 4. Сущность и механизм макрорегулирования общественных потребностей

 

 

 

§ 2. Субъекты макрорегулирования общественных потребностей

Действие любых макрохозяйственных регуляторов всегда осуществляется в определенном функциональном хозяйственном пространстве, в котором присутствуют различные хозяйствующие субъекты, часть из которых в той или иной степени выполняет роль субъектов макрорегулирования. Закрепление за определенными субъектами хозяйства функций макрорегулирования прошло длительный этап эволюции, в течении которого менялись типы регулирования, его важнейшие объекты и границы, другими словами, менялось само понимание макрохозяйственного регулирования как центральной парадигмообразующей проблемы.

Отметим, что достаточно распространенной, особенно среди отечественных политиков, не имеющих фундаментального экономического образования, является позиция, согласно которой макрохозяйственное регулирование сводится исключительно к государственному регулированию. Позволим себе привести в сноске и оставить без комментариев одно из типичных высказываний, касающихся роли государственного регулирования в хозяйственной системе[1].

В действительности же макрохозяйственное регулирование — это организующее хозяйственную жизнь данного социума начало, охватывающее как саму деятельность различных субъектов по налаживанию процесса жизнеобеспечения данной хозяйственной системы, так и определенную систему реализации этой деятельности через соответствующий хозяйственный механизм. Причем макрохозяйственное регулирование — не просто регулирование на макроуровне в противовес регулированию на микроуровне, которое, как известно, присутствует всегда в любой системе хозяйства, а такое регулирование, которое оказывает существенное воздействие на все протекающие в данной системе хозяйства процессы, на ее воспроизводство и эволюцию. Следовательно, макрохозяйственное регулирование — важнейший фактор, оказывающий влияние на процесс формирования общественных потребностей. Подчеркнем, что в работе сознательно используется термин «макрохозяйственное регулирование», а не «макроэкономическое регулирование», так как автор, как уже отмечалось, придерживается концептуального положения о разграничении экономики и хозяйства, следовательно, макроэкономическое регулирование — частный случай макрохозяйственного регулирования.

Для того чтобы проиллюстрировать многообразие субъектов макрохозяйственного регулирования, обратимся к эволюции последнего и отобразим ее в общих чертах в следующей таблице:

  

Таблица 12

 

Макрохозяйственное регулирование как центральная
парадигмообразующая проблема

 

этап  эволюции  экономических  парадигм

центральная  проблема  парадигмы

важнейшие  объекты  макрорегулирования

тип  макрорегулирования

субъекты  макрорегулирования

границы  регулирования  системы  общественных  потребностей

I  этап  становление  экономической  науки

проблема  равновесия  как  условия воспроизводства  хозяйственной  системы

макрохозяйственные  связи  по  поводу  товарообмена  между  странами,  отчасти – пропорции  общественного  воспроизводства

как  внутренний  механизм  саморегулирования  («невидимая  рука»  А.Смита)

государство  с  имманентной  ему  политикой  в  области  протекционизма,  поддержания  равновесия  в  хозяйственной  системе

отсутствие  четких  границ  макрорегулирования  общественных  потребностей

II этап  зарождение новой  экономической  парадигмы

проблема  равновесия

пропорции  общественного  воспроизводства; движение  производительного капитала

промежуточный  тип  макрорегулирования,  тяготеющий  еще  к  механизму  саморегулирования

государство,  зарождающийся  крупный  капитал  (первоначально  в  лице  акционерных  обществ,  затем- монополий)

реальный  сектор  экономики

III этап  становление  экономической  парадигмы,  основанной  на  проблеме  неравновесия

Проблема неравновесия

совокупный  спрос и совокупное  предложение

достаточно жесткое регулирование, соответствующие ГМК

государство, как  важнейший субъект регулирования;

монополистический капитал

национальное хозяйство, мировой рынок


IV этап утверждение экономической парадигмы, основанной  на  проблеме неравновесия

Проблема неравновесия

наряду с совокупным спросом и предложением объектом макрорегулирования становится денежная масса внутри страны

многообразие типов регулирования  от  кейнсианских  до  чисто  монетаристских

ведущее  место  занимает ТНК  и  МНК,  различные  международные   экономические  организации

регулирование  в  масштабе мирового  хозяйства

V  этап  становление   новой,  современной  экономической  парадигмы

проблема  равновесного  развития  как  баланса  между:  а)средой  обитания  человеческого  сообщества и  созданной  им  техногенной  системой;  б)интересами  хозяйственного  развития  отдельных  стран  и  экономическими  интересами  субъектов  глобального  хозяйственного  механизма

финансовый  сектор,  прежде  всего – глобальные финансовые потоки;  отдельные  национальные  хозяйства  и  целые  регионы 

глобальное  макрохозяйственное  регулирование

субъекты  глобального  макрорегулирования,  играющие  ведущую  роль  в  данном  процессе  и  оттесняющие  государство  и  его  внутренние  субъекты  макрорегулирования  на  второй  план

фактически  отсутствуют – процессы  глобального  регулирования  охватывают  все  глобальное  экономическое  пространство


 

Регулирующее в масштабе социума хозяйственное начало присутствует уже на самых низших этапах развития хозяйственных систем. Первоначально оно существовало в виде распределительного механизма — во-первых, распределения членов общины по видам деятельности, во-вторых, распределения результатов присваивающего хозяйства. Подобное регулирование велось в рамках отдельного социума, представленного общиной, имело объектом регулирования распределительные отношения, понимаемые в широком смысле слова, и было, естественно, негосударственным, поскольку государственности еще не существовало. С определенной долей условности данное регулирование можно признать макрохозяйственным, его субъектом является представительный орган общины.

Собственно макрохозяйственное регулирование как целенаправленная деятельность определенных субъектов социума и соответствующая ей система реализации данной деятельности, отраженная в хозяйственном механизме, зарождается с переходом человечества от присваивающего к производящему хозяйству. Субъектом макрохозяйственного регулирования становится государство. Степень реализации государством функции макрохозяйственного регулирования в разные периоды времени и в различных хозяйственных системах имеет значительные различия. Наиболее ярким примером монополизации государством функции макрохозяйственного регулирования на ранних стадиях эволюции хозяйственных систем служит так называемый азиатский способ производства. Естественно, что цели, объекты и результаты подобного регулирования качественно отличаются от государственного регулирования в современном развитом экономическом хозяйстве. Поэтому давать абстрактную оценку макрорегулированию, и в том числе государственному макрорегулированию, тем более, как сейчас модно в отечественной политике, в терминах «хорошо» — «плохо», неправомерно. Любая система макрорегулирования всегда конкретна, привязана к определенной национальной и исторической среде, имеет свои методы и способы реализации, различается по целям, объектам.

Государственное регулирование — одна из форм макрохозяйственного регулирования, последнее можно было с определенной долей условности отождествлять с первым только для эпохи становления экономического хозяйства, т.е. до стадии корпоративного капитализма. В современном хозяйственном мире как в рамках национальных функциональных пространств, так и в
глобальном функциональном хозяйственном пространстве активно действуют различные субъекты макрорегулирования. Их становление и развитие определено изменениями самого функционального хозяйственного пространства в ходе эволюции хозяйственных систем. Данный процесс можно проиллюстрировать приводимой ниже схемой:

 

 

Схема 8. Качественные изменения функционального хозяйственного пространства национальной экономики в ходе эволюции хозяйственных
систем

 

Пусть существует n национальных хозяйств (для простоты оставим это количество неизменным для всех трех рисунков, демонстрирующих основные этапы преобразования функционального пространства). Первый этап (рис. 1) характеризует состояние национальных хозяйственных систем следующим образом:

— макрохозяйственное регулирование осуществляется исключительно внутренними субъектами национального хозяйства;

— связи между различными национальными хозяйствами не являются устойчивыми;

— каждое национальное хозяйство развивается в своем, достаточно замкнутом функциональном хозяйственном пространстве;

— хозяйственные отношения между различными национальными системами не сложились еще в единое правовое поле;

— исторически данная характеристика состояния национальных хозяйств соответствует докорпоративному капитализму и всем предшествующим этапам развития хозяйственной жизни.

Для большей наглядности отметим маленькими черными кружочками различные субъекты макрорегулирования. На первом рисунке эти значки расположены в каждом круге, изображающем национальные хозяйства, во внешнем хозяйственном пространстве они отсутствуют. Переход ко второму этапу эволюции функционального хозяйственного пространства связан, во-первых, с развитием и усилением внутренних субъектов макрорегулирования, в первую очередь — крупных корпораций, оказывающих существенное воздействие как в целом на хозяйственную жизнь данного социума, так и на систему его общественных потребностей. Во-вторых, на мировой хозяйственной сцене появляются и начинают играть важную роль в процессе формирования общественных потребностей различные международные субъекты макрохозяйственного регулирования. К их числу относятся зарождающиеся транснациональные корпорации, различные надгосударственные институциональные субъекты, имеющие реальные рычаги воздействия на воспроизводство того или иного национального хозяйства.

Второй этап (рис. 2) характеризует состояние национальных хозяйственных систем следующим образом:

— макрохозяйственное регулирование осуществляется как внутренними, так и внешними субъектами;

— хозяйственные связи между различными национальными экономиками приобретают устойчивость;

 

— происходит расширение национальных хозяйственных пространств;

— создаются предпосылки становления глобального хозяйственного пространства;

— хозяйственные отношения между различными странами оформляются в единое правовое поле;

— исторически данная характеристика состояния национальных хозяйств соответствует зрелому состоянию экономической цивилизации.

В настоящее время развертывается процесс становления единого, глобального хозяйственного пространства. Оно формируется как глобальное экономическое пространство, основой для создания которого служит финансизм.

Переход к третьему этапу (рис. 3) качественного изменения функционального хозяйственного пространства характеризует состояние современной хозяйственной жизни следующим образом:

— идет процесс становления механизмов глобального регулирования;

— внутренние субъекты макрорегулирования в «слабых» хозяйствах резко отодвигаются на второй план глобальными субъектами;

— хозяйственная жизнь все в большей степени развивается по сценариям, разработанным субъектами глобального макрорегулирования;

— хозяйственные связи между странами приобретают форму финансовой паутины;

— глобальное экономическое пространство поглощает национальные хозяйственные пространства и распространяется на весь хозяйственный мир;

— глобальное экономическое пространство требует для своего развития единого правового поля.



[1] «Конечно, тот, кто бежит быстрее, должен получить приз. Он его и получит. Но пропорции тех благ, которые достанутся сильным и слабым, должны быть разумными. Смысл самого государства... Государство — институт, направленный против эгоизма. Оно должно не подавлять, а ограничивать». Немцов Б. Провинциал. М.: Вагриус, Нижегородский журнал, 1997. С. 51.

 

 

 

 

vsevolodovna.narod.ru

 

Hosted by uCoz